Краткое описание:
Игра для начальных классов с использованием специального реквизита для разъяснения учащимся понятий «право» и «обязанность», повышения правовой грамотности школьников
Цель – правовое просвещение школьников по теме основные права и обязанности ребенка.
Задачи:
- Определить понятия «права» и «обязанности», познакомить с основными международными правовыми документами.
- Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, формировать понимание, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки.
- Развивать познавательные способности детей, их кругозор, умение работать в команде.
Количество и возраст участников: не более 40 человек учащихся 3-5 классов
Польза игры для участников и организаторов:
- развитие правовых компетеций;
- понимание и принятие детьми ценности здоровья (здорового образа жизни), правовой культуры, законопослушного поведения;
- освоение навыков коллективного творческого дела.
Место игры: аудитория с проектором
Необходимый реквизит:
- проектор
- компьютер
- колесо фортуны или презентация с активными гиперссылками
Ход игры:
Слайд 1
Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы любите отмечать? (ответы учащихся) А знаете ли вы, какой праздник отмечают 20 ноября? (ответы учащихся) 20 ноября – Всемирный день ребенка. Это – ваш праздник. И именно сегодня, мы поближе познакомимся с этим праздником, а также с очень важным детским документом, в котором записаны …
Слайд 2
А вот, для того, чтобы это узнать, нам необходимо разгадать загадки от нашего хорошего друга- Орленка. Он только учится и ему очень нужна наша помощь.
Загадки:
- Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья. (пятерка)
- Я в линейку, я и в клетку, жду хорошую отметку. На уроках я молчу, быть отличницей хочу. (тетрадка)
- Сели на странички тридцать три сестрички. Если знаешь их секрет, они расскажут про целый свет. (алфавит)
- Как ты учишься, расскажет, все оценки вмиг покажет. (дневник)
- В этом заведении все перебывали. Двоечники, гении отметки получали. (школа)
У нас получилось какое-то слово под единицей, проверьте-ка ребята? (да) Какое же? (права) Да, точно! Мы помогли Орлёнку!
Слайд 3
Наш друг дарит нам за помощь КОЛЕСО и предлагает нам крутить его.
(Крутим колесо, если есть. Вариант для презентации: спрашиваем по руке детей число от 1 до 8, что выбирают –тот номер и нажимаем.)
- Право ребёнка на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.
- Право на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.
- Право на свободу мысли и слова. Даёт каждому ребенку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает.
- Право на общедоступное начальное образование. Свидетельствует о том, что все страны, подписавшие Конвенцию, гарантируют всем детям до 12 лет, независимо от материального состояния их семей, возможность бесплатно учиться в школе. Делая начальное образование не только общедоступным, но и обязательным, государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.
- Право на получение среднего и высшего образования. Даёт каждому ребёнку, окончившему начальную школу, возможность получить полноценное образование, а затем и профессию. Независимо от того, где ребёнок будет продолжать учебу — в школе, колледже, институте, университете, — государство обязано обеспечить, чтобы образование: было направлено на всестороннее развитие его талантов, физических и умственных способностей; воспитывало бы в каждом бережное отношение к природе, уважение к правам и культуре других людей.
- Право на отдых и досуг. Даёт возможность каждому ребенку восстановить силы, укрепить здоровье, а также получить новые яркие и запоминающиеся впечатления. Но важно другое, это право даёт возможность каждому ребёнку заниматься искусством и разного рода творчеством. Занятия музыкой, живописью, поэзией, хореографией и другими видами творческой деятельности помогают ребёнку раскрыть заложенные в нём таланты, выбрать будущую профессию.
- Что такое конвенция о правах ребенка? Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.
- Право на труд. Предоставляет возможность каждому ребёнку трудиться и зарабатывать деньги, но только при условии: если он сам этого хочет и его никто не заставляет работать; если работа не мешает ему учиться в школе и не вредит его здоровью. Государство обязано жестко контролировать выполнение этих условий, а также следить затем, в каком возрасте детей принимают на работу и сколько времени они работают. Например, в России ребёнок может быть принят на работу только с согласия родителей не раньше 14-летнего возраста и может работать не более 4-6 часов в день.
Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. И вы всегда должны помнить, что у вас есть не только права. Но и обязанности.
Авторы: учащиеся ГБОУ СОШ 489 Московского района Санкт-Петербурга Задорожная Александра Витальевна, Дейкин Кузьма Олегович, Талащенко Григорий Тимофеевич, Мачнев Алексей Сергеевич